Дмитрий Киселёв: У Коктебеля должно быть будущее, и мы его создаём

Генеральный директор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселёв

Генеральный директор МИА «Россия сегодня» и основатель Koktebel Jazz Party Дмитрий Киселёв рассказал об организации фестиваля, планах на будущее и поддержке Коктебеля.

— Дмитрий Константинович, второй год подряд фестивалем занимается «Красный квадрат». Как вы оцениваете организацию мероприятия?

— Мне кажется, удачно. То, что они занимаются фестивалем второй год, — это просто подтверждение того, что в первый год всё было хорошо.

МИА «Россия сегодня» в 2014 году своими силами сделало, подхватило фестиваль, который я основал в 2003 году и потом уже отдал моим украинским друзьям — и бренд, и оргкомитет, — потому что я сам не являюсь профессиональным продюсером. Тем не менее агентству удалось в 2014 году сделать яркий фестиваль, и это было абсолютно необходимо, потому что коктебельцы и крымчане говорили: «Что же, при Украине был фестиваль, а при России фестиваля не будет?». Я сказал «Будет, всё сделаем».

Мы сделали фестиваль под новым брендом Koktebel Jazz Party, зарегистрировали его на агентство, заручились поддержкой Министерства культуры Российской Федерации, нам удалось быстро собрать спонсоров, и на внебюджетные средства мы сделали фестиваль.

Когда мы поняли, что вызов очень серьёзный — а мы, агентство, не являемся продюсерской компанией, — то пригласили «Красный квадрат» в качестве продюсеров, а сами занимаемся медиасопровождением, поддержкой, сделали свой пресс-центр. Тем не менее бренд мы сохраняем за собой.

Мы очень довольны тем, как это делается, тем более что два арт-директора — Михаил Иконников и Сергей Головня — остаются нашими. «Красный квадрат» использует всю свою продюсерскую мощь, а мы как агентство опять же нашли спонсоров, у нас очень весомая роль, мы контролируем ситуацию. Это, безусловно, наш общий, совместный продукт, тем более что нас поддерживают и такие компании, как ВГТРК. Скажем, в «Вестях» был сюжет про открытие, а сегодня в больших воскресных «Вестях» будет сюжет про закрытие.

—  В 2014 году фестиваль, учитывая состав исполнителей, можно сказать, был не совсем джазовым. В 2015 году, напротив, был сплошь джаз и только один блюзовый номер, что тоже очень близко к джазу, и в этом году вся программа джазовая. Вы планируете в будущем так составлять программу, чтобы на фестивале был только джаз?

— Во-первых, джаз бывает очень разный — например, acid-jazz. Мы можем разнообразить программу, но нам первоначально нужно было определить, что это именно джазовый фестиваль и всё, что на нём будет, должно расти из джаза, должно окружать джаз. Потому что когда последние годы фестиваль делали мои коллеги из Украины, то это был уже практически world music — там был и фолк, и какие-то народные, и экзотические ансамбли, и всё что хотите. Мы, конечно, будем дополнять программу, но основа останется джазовой, иначе мы просто потеряем формат и не поймём, куда рулим, — у нас должен быть какой-то стержень.

Джаз очень хорошо пришёл сюда, сейчас уже многие у Волошина находят некие джазовые ноты в его стихотворных ритмах. Джаз уже прикипел к Коктебелю, и уходить куда-то в другую сторону не имеет смысла. Это крупнейшее джазовое событие постсоветского пространства, это крупнейшее международное культурное событие Крыма, так что мы будем поддерживать этот формат.

В следующем году будет 15-й фестиваль, и он откроется 18 августа. Сейчас уже известны даты его проведения — 18, 19, 20 августа, то есть пятница, суббота, воскресенье.

—  В этом году впервые был приглашён коллектив из Китая. Понравилось ли вам их выступление? Планируете ли вы привозить коллективы из других стран, музыканты из которых ещё не участвовали в фестивале?

— Вообще география фестиваля обширна. Там, по-моему, были все: и норвежцы, и финны, и немцы — кого только не было. И, конечно, открытием этого года был коллектив из Китая, всем очень понравилось.

Конечно, мы будем расширять географию, потому что мир больше, чем Америка, и джаз больше, чем Америка, так что безусловно. У нас будут и страны СНГ, мы мечтаем увидеть украинских исполнителей, которые всегда здесь были. Я понимаю, что сейчас на них оказывается большое давление и приехать сюда равносильно чуть ли не самоубийству, но тем не менее мы были бы рады их видеть.

—  В этом году, как и в прошлом, вы планируете передать средства, вырученные от проведения фестиваля, школе. Вы собираетесь продолжить эту традицию в следующем году или будете направлять средства кому-то ещё?

— Я думаю, что мы сделаем это хорошей традицией: сборы от всех билетов должны идти в фонд развития Коктебеля, потому что Коктебель — это потенциально роскошный посёлок. У него должен быть особый статус как символ того, что здесь мощнейшая волошинская литературно-художественная традиция Серебряного века. Здесь же мощнейшая, заложенная Сергеем Павловичем Королёвым аэрокосмическая традиция — после того как он лично установил рекорд продолжительности полёта на планере, изготовленном чуть ли не своими руками, по его собственной конструкции. Здесь славная военная, героическая история: здесь был выброшен отвлекающий десант, все погибли, люди были отправлены на смерть, но такая у них была миссия во время войны.

Здесь же есть серьёзная экологическая тема: Коктебель расположен между двумя заповедниками — Кара-Дагом и Тихой бухтой. Тут своя драма: во времена Хрущева увезли весь песок и привезли меловой гравий, который в шторм делает воду мутной и белой.

Здесь одно из красивейших мест на земле, и мы будем поддерживать и развивать посёлок — конечно, через школу, ведь в этой школе учатся люди будущего Коктебеля, поколение тех, кто будет создавать лицо посёлка в будущем.

В этом году по согласованию с родительским комитетом мы планируем купить компьютерные экраны, электронные доски, потому что там до сих пор пишут мелом, стирают тряпкой, и это уже не очень современно. Государственный бюджет, который выделяется школе, решит эту проблему чуть ли не за 8 лет, а мы решим её за год-полтора.

И ещё мы здесь, в Коктебеле, поддержим детскую танцевальную школу, потому что дети там танцуют ещё в костюмах своих родителей, их постоянно латают, но дети выигрывают — они чемпионы Крыма. Я думаю, что эти костюмы сто́ят относительно недорого, и мы разделим средства между школами, общеобразовательной и танцевальной.

— Что бы вы хотели сказать гостям фестиваля, нынешним и будущим?

— То, что вы приезжаете сюда, означает, что вы не просто любители джаза, а вы — люди, увлечённые Коктебелем. Вы участвуете в развитии и Крыма, и, конечно же, Коктебеля. Ваша энергия очень нужна этому культовому месту и отечественной, и мировой культуры — оно так откровенно недооценено.

И я уверен, что среди наших зрителей есть и состоятельная публика — раньше джаз называли музыкой толстых. Подумайте, чем вы можете помочь Коктебелю, как вы можете участвовать в его жизни.

Здесь должно возникнуть сообщество людей, которые своей энергией поддержат славные традиции. Коктебель не может быть весь в прошлом — у него должно быть будущее, и мы как раз его создаём, так что давайте создадим сообщество. Здесь уже живут Эдвард Радзинский, Арина Шарапова, Виктор Ерофеев тут поселился. Здесь есть притягательная сила, и, отдавая, вы будете заряжаться Коктебелем.